Ответ Б.Н. Стругацкого

Вместо предисловия. Это довольно давняя история... прошло несколько лет. Но я всё же рекомендую почитать. 



Выдержка из статьи
http://anvorobyov.newmail.ru/KRU/kr2007pr.html

На сайте журнала ,,Наука и жизнь,, опубликованы ответы Бориса Натановича Стругацкого на вопросы читателей. Я тоже задал два. Полностью его интервью можно прочитать здесь: http://www.nkj.ru/interview/12258/
А вот один из моих вопросов:
Борис Натанович! Большинство писателей–фантастов описывает встречу землян с инопланетным разумом, исходя из предположения о том, что такая встреча состоится в отдаленном будущем, когда наука достигнет таких результатов, что люди смогут полететь к звездам. Имеются, конечно, варианты такой встречи и в наши дни, но вроде бы ни один из таких вариантов ничем хорошим не заканчивается, потому что инопланетный разум оказывается, как минимум, опасен для людей, а, как максимум, враждебен. Но если проанализировать кое-какие общеизвестные факты, то сценарий такой встречи скорей всего будет другим – сверхцивилизация будет терпеливо ждать, когда человечество захочет вступить с нею в контакт.

 Вопрос: надо или не надо человечеству проявлять инициативу в этом направлении, а если надо, то до какого момента надо тянуть резину? И что будет с фантастикой, если такой контакт произойдет? Кораблекрушение?
Ответ Б. Н. Стругацкого:
Надо ясно представлять себе два обстоятельства. Первое: разумная жизнь во Вселенной – большая редкость. Второе: разница в возрасте у разных цивилизаций огромна (по человеческим меркам) – исчисляется сотнями тысяч лет. Отсюда вывод: встреча с иным Разумом чрезвычайно маловероятна, а если она все-таки состоится, это будет встреча со Сверхцивилизацией, для которой земное человечество представляет не больший интерес, чем для нас племя аборигенов Амазонки (а может быть, даже – колония термитов посреди африканской саванны). Лично я ничего хорошего от такого контакта не жду и являюсь яростным противником каких-либо инициатив типа посылки сигналов в Космос: «Ау! Мы здесь!» Я уверен, что последствия контакта были бы настолько сокрушительны (и унизительны для нас), что судьба фантастики на этом фоне не заинтересовала бы абсолютно никого – в том числе и самих фантастов.
       Если верить Стругацкому, то мне надо в авральном порядке сворачивать все мои исследования по ,,кругам,,… массам элементарных частиц… хронологическим сдвигам… И не просто сворачивать, а срочно уничтожить всё, что я успел написать по этому поводу. Но я не тороплюсь - ответ Стругацкого лично мне не кажется убедительным. Я попробую проанализировать его доводы. Но об этом позже. 
Что-то вроде дневниковых записей.  5.03.2008.
         На сайте Люси Прингл нерасшифрованных ,,кругов,, 2007 года осталось немного, поэтому можно подумать над тем, что написал Стругацкий.  Надо обязательно сказать, что я – давний читатель и почитатель братьев Стругацких, их книги и сейчас лежат от меня совсем недалеко. Такие вещи, как ,,Пикник на обочине,, и ,,Трудно быть богом,, я время от времени перечитываю. При всём при том я фантастику практически не читаю, она мне кажется скучной и пресной. Я очень уважительно к ним отношусь и спорить с одним из них мне не хочется. Но проанализировать его ответ я обязан, тем более, что тут есть, над чем подумать.
          Начну с того, что Борис Натанович не знал, что этот вопрос ему задал человек, занимающийся расшифровкой ,,кругов,,. Если бы знал, то ещё неизвестно, чтобы он мне ответил… скорей всего, ничего. То есть отвечал он не на конкретный вопрос, а высказывал своё мнение так сказать в общем и целом.
         ,, Надо ясно представлять себе два обстоятельства. Первое: разумная жизнь во Вселенной – большая редкость.,,.
            Торопиться не будем… попробуем разобраться в первом обстоятельстве.  Откуда вы взяли, Борис Натанович, что разумная жизнь во Вселенной большая редкость? В книжке прочитали? В какой? А если этот постулат не из книжки, то откуда? Вот я, к примеру, свою собаку иногда вывожу в степь погулять… И имею все основания для такого вывода: собаки в нашей степи – большая редкость, а немецкие овчарки, кроме моей, вообще не встречаются. Почему
я сделал такой вывод? Потому что точно знаю, что в нашем населенном пункте все собаки за исключением беспризорных и моих сидят на цепи, а среди беспризорных немецких овчарок нет. У меня совершенно обоснованный, следующий из реальной практики вывод, а ваш вывод книжный, практически ничем не обоснованный.
         Слова о том, что разумная жизнь во Вселенной – большая редкость – это расхожее мнение, очень удобное для тех, кого эта разумная жизнь вообще мало интересует, в том числе… хе-хе … и на Земле. Да, я знаком с обоснованиями такого мнения. Их два: 1. на сигналы, посланные землянами в дальний Космос, инопланетные цивилизации не отвечают; 2. планет, похожих на Землю по атмосфере, по температуре…. астрономы вокруг ближайших к нам звезд не обнаружили.
О пункте 2 я сразу скажу, что ниоткуда не следует, что разумная жизнь может появиться только на планетах земного типа. А если так, то не стоит тратить время на этот пункт.
          Попробуем разобраться с пунктом 1. Почему они нам не отвечают? Это вопрос некорректный… Прежде чем его задавать, надо наверняка убедиться в том, что нам действительно не отвечают. А кто в этом убедился или хотя бы попробовал убедиться?
           Как вы думаете, что скажет совершенно глухой и слепой человек, если окажется на самой оживленной улице… в том случае, если его никто не толкнет, не заденет…? Наверняка заявит, что он один как пёрст, что разумной жизни на этой улице нет…  Выводы наших учёных мужей ничем не отличаются от выводов такого персонажа. Тут даже не надо долго скрести затылок в поисках примеров… вполне достаточно сказать, что первые расшифрованные мной ,,круги,, появились в 2001 году возле Чилболтонской обсерватории, занимающейся именно поиском внеземных цивилизаций.
То есть сам собой получился анекдот, над которым наверняка ржут все окрестные инопланетные цивилизации. Прикол в том, что они нам давно ответили, но мы их ответов в упор не видим, а продолжаем уверять друг друга, что эти ,,круги,, нарисовали два малограмотных пенсионера… или сексуально озабоченные ёжики… или торнадо….или шаровая молния… или ещё что-нибудь. Фантазия у народа богатая, поэтому трудно предугадать, какие варианты ещё появятся.
            Почему я решил, что ,,круги,, на полях – это ,,письма,, от инопланетной цивилизации? У меня есть очень четкий ответ на этот вопрос, но прежде чем отвечать, я бы хотел разобраться с термином ,,разум,,. Этот термин используют все, кому не лень, но я ни разу не видел, чтобы мои собеседники хорошо понимали, что это такое.
Увы… наши философы забыли сформулировать критерий, которым можно пользоваться при определении степени разумности того или иного объекта. А если так, то как они вообще могут определить, что ,,круги,, созданы разумными существами…и не просто разумными, а представителями сверхцивилизации? Я это сделать могу, потому что такой критерий у меня есть…я его давно соорудил… и даже проверил на разных интернетовских форумах. Вот так он выглядит:
Исследуемый объект обладает интеллектом, если он может:
использовать для своих выводов формальную логику ;
самостоятельно определять истинность исходных (базовых) постулатов.

Здесь изложены минимальные требования к предполагаемому обладателю интеллекта. Он может обладать и какими-то другими выдающимися способностями, но если оба эти условия для него не выполняются, то интеллекта у него нет. Степень владения этими двумя умениями может быть разной – для констатации наличия интеллекта достаточно, чтобы объект хоть как-то… хоть через пень-колоду мог пользоваться формальной логикой, и хотя бы иногда без посторонней помощи подвергал ревизии свои исходные постулаты.  Какие утверждения я называю исходными (базовыми)? Те, которые объект обычно использует в автоматическом режиме, не задумываясь над их истинностью. У человека таких постулатов очень много – начиная с того, что дважды два четыре, и кончая тем, что разумная жизнь во Вселенной встречается очень редко. Да, что там во Вселенной!!
Очень многие люди думают, что на Земле кроме них нет разумных существ. Между тем очень легко доказать, что Земля буквально кишит разумными существами… в том, конечно, случае если мы согласимся, что интеллект и разум – это одно и тоже.
     Например, собаки – вне всяких сомнений разумные существа. Вполне достаточно понаблюдать за ними пару часов, чтобы установить, что в их поведении есть логика, и что они могут самостоятельно отказаться от прежней линии поведения, если она их перестала устраивать. Я без труда мог бы привести множество примеров на эту тему, потому что у меня их две и я их люблю. Кошки – тоже разумные… у меня их тоже две… .  Я бы с удовольствием поговорил про дельфинов и китов, но мне никогда их не доводилось видеть, а книжными знаниями я в данном случае не хочу пользоваться.
      Конечно, ни собаки, ни кошки не умеют разговаривать, но для сформулированного выше критерия интеллекта этот факт не существенен. 
      Кроме интеллекта у собак и кошек есть то, что русские обычно называют словом ,,душа,, - они умеют радоваться, скучать, тосковать… У меня, кстати, была собака, умевшая смеяться… То есть их интеллект нельзя назвать неполноценным… просто это другой интеллект… нечеловеческий.
      Теперь вернемся к ,,кругам,, на полях. Я не имею ни малейшего понятия о том, каким способом они были нарисованы, но могу доказать, что: создавались они разумными существами;
эти существа обладают нечеловеческим интеллектом и являются представителями сверхцивилизации; эта сверхцивилизация не угрожает человеческой цивилизации.

Продолжение.    16.03.2008.
Получилось утверждение, очень похожее на теорему.  Ммм-да… теорема о сверхцивилизации… Скромненько, но круто.  …. А между прочим доказывать её сейчас гораздо проще, чем даже теорему Пифагора.
           Берем первую часть утверждения. Я уже опубликовал свои расшифровки 60 ,,кругов,, и любой может убедиться в том, что все рисунки без исключения спроектированы по математическим законам. Обязательно нужно отметить, что это не элементарная математика. Да, расшифровка производилась с использованием простейшего математического аппарата, но те, кто проектировал ,,круги,, знакомы как минимум с интегральным исчислением. Откуда это следует? Дело в том, что почти вся зашифрованная информация добывалась мной из соотношений площадей криволинейных фигур, а любой математик знает, что такие площади вычисляются с помощью интегралов…иногда очень сложных.

Могу добавить, что логические ,,ходы,, авторов рисунков очень часто… особенно на первых порах лично меня поражали изяществом логики и остроумием. Теперь спросите сами себя, уважаемый читатель, считаете ли вы разумным существо, обладающее безукоризненной логикой и очень хорошо знакомое с интегральным исчислением… Заодно подумайте о том, могли ли такое нарисовать ёжики, муравьи, бактерии?… могло ли такое появиться в результате действия шаровых молний, торнадо…? могли ли это нарисовать два престарелых английских дизайнера?...
           Я уверен, что первая часть утверждения не нуждается больше ни в каких доказательствах. Да, эти существа разумны… Я долго разбирался с этим рисунками и мог бы сформулировать более сильное утверждение: разумных существ с таким высоким айкью среди людей нет, и вполне возможно, что никогда не было. Но для доказательства теоремы это не требуется - вполне достаточно того, что эти существа разумны.
           Берем вторую часть утверждения.   Откуда следует, что эти существа обладают нечеловеческим интеллектом? А следует это из того, что их базовые (исходные) постулаты очень сильно отличаются от наших. Логика у них примерно такая же, как и наша… только более чёткая, а базовые постулаты совсем другие. Люди считают число пи константой, а у авторов этих рисунков совсем другое мнение. У меня есть несколько расшифровок ,,кругов,, 2007 года, результаты которых нельзя трактовать иначе, чем сообщение о том, что значение числа пи авторы считают колеблющимся в довольно широких пределах.
В частности, они допускают, что величина 3,16 является вполне приемлемым значением для числа пи. Земной физик… хе-хе…в ответ на такое допущение в лучшем случае покрутит пальцем у виска… Почему? Потому что для него утверждение о том, что π = 3,14159265… является истиной, не требующей больше никаких доказательств. Это его исходный, базовый постулат, на котором основываются все его знания о мире, все его выводы и в конечном счете вся его физика. Если он усомнится в этом постулате, то у него рассыплется всё – все его суперсовременные теории и гипотезы… Читали сказку Пушкина о рыбаке и рыбке? Замените бабку на физика, а разбитое корыто на теоретическую физику и вы поймете величину трагедии…. Сразу скажу, что речь идет именно о теоретической физике… с экспериментальной физикой ничего не сделается, она даже не чихнёт.
            Допущение о том, что в реальном физическом пространстве число пи может менять свою величину, ведёт совсем к другой теоретической физике. Я об этом много написал на своем личном сайте
и нет нужды повторять это здесь. Коротко скажу, что это допущение приводит к совершенно другим представлениям о пространстве – времени – массе, и как следствие, к другим взглядам на Мир.

          Несколько слов о константах b = 10,49814176; j = 18,61008704. Я уже много раз писал о том, что они были мной получены совершенно случайно при многократных попытках разобраться с массами покоя элементарных частиц и атомных ядер. О том, как они получились, можно прочитать здесь

Авторы рисунков на полях используют эти величины буквально в каждом ,,круге,,. А между тем ни в одной статье по теоретической физике ни в одном журнале о них нет даже упоминания… и очень долго не будет.
Первая моя статья об этих константах появилась в Интернете в 2002 году. А ,,круги,, с зашифрованными в них этими константами были и в 2001 году… и в 1999 году… и в 1991 году… и намного раньше. Спрашивается, кто из людей их мог нарисовать? Ответ: никто… Человек, конечно, может вытоптать на поле фигуру любой степени сложности, но спроектировать ,,круги,, так, чтобы в них сплошь были зашифрованы константы, о смысле и величине которых он даже не догадывается, он не может.
         Будем считать доказанным утверждение о том, что авторы рисунков обладают нечеловеческим интеллектом. По крайней мере, я даже не догадываюсь, какие еще аргументы здесь нужны.
         Почему я решил, что авторы рисунков являются представителями сверхцивилизации? Почему сверх…? Может быть, они просто очень умные? Нет, уважаемый читатель, эти ,,письма,, нам шлет именно сверхцивилизация, то есть обладающая по нашим меркам невероятным могуществом и возможностями.  Нет нужды  писать о том, что на некоторых рисунках я обнаружил схемы элементарных частиц. То, что эта цивилизация лучше нашего разбирается в устройстве этих объектов, еще не говорит о её сверхмогуществе. А вот формулы для хронологических сдвигов, в которых используются опять же константы  b и j  говорят именно об этом. Ещё как говорят! Эта цивилизация умеет менять течение времени! Так какая это цивилизация –
сверх… или не сверх…?

Вот сюда загляните
и тому, кто умеет считать, всё будет ясно. Надо полагать, что эта цивилизация нас и создала… присматривает за нами, уберегает от самых глупых катастрофических ошибок… пасёт, короче говоря. А ,,письма,, нам пишет для того, чтобы узнать, заработали у нас мозги или ещё нет… хе-хе..  Если сможем ответить, то нам скорей всего нарисуют ,,круги,, ещё сложнее нынешних, если не сможем – то … короче говоря, они не торопятся.
       Берем третью часть утверждения. Эта цивилизация не представляет для нас никакой угрозы… Почему? Потому что если бы она хоть что-то плохое хотела нам сделать, то уже бы сделала. Совершенно ясно, что уничтожить человечество для неё легче, чем нам справиться с каким-нибудь тараканом. Но она не будет нас уничтожать, и унижать, как думает Б. Н. Стругацкий, тоже не будет. Почему? Потому что существование сверхцивилизации не мыслимо без высокой морали. Как может существовать цивилизация настолько мощная, что каждый её представитель может уничтожить каждого, без высокой морали? С нашей моралью нам никогда не достигнуть статуса сверхцивилизации… а они смогли…Значит, нам их бояться нечего…. Скорее им нас надо побаиваться…, но это уже другой вопрос.
 Теорема доказана.

,,Если зажмуриться,  то человек – венец природы, если разжмуриться, то он её амбец,.,
Из размышлений С. Л. Козлодранова.
                                            




КНИГИ

The Sirius Mystery. Continued
(Тайна Сириуса. Продолжение)


The coordinates of the anomalous zones of the Earth

(Координаты аномальных зон Земли)

Комментарии

Популярные сообщения